эта страница – послание в бутылке для всех тех, кто интересуется наследием советских художников, чей творческий расцвет пришелся на 20-30-40 годы, тех из них, кто представлял и особенно сейчас представляет явную альтернативу стилю социалистического реализма. Я (хотелось бы написать мы - группа), не являясь специалистом ни в искусстве, ни в искусствоведении, чувствую очевидную потребность сделать доступной для специалистов и неспециалистов ту информацию по этой теме, которой обладаю - некоторые репродукции картин, фотографии, статьи о художниках группы пяти – Лев Аронов, Михаил Добросердов, Лев Зевин, Абрам Пейсахович, Арон Ржезников. Было бы очень важно повторить выставку этих художников в Москве. Мне также очень требуется любая информация об этих художниках и их работах. Кроме группы пяти в тридцатые (двадцатые, сороковые, пятидесятые) работали тысячи прекрасных художников, чье творчество и сами имена сейчас зачастую забыты. Один из моих любимых художников – Николай Прокошев. Информации ни о нем, ни о таких как он – нет. Есть статья в потрясающей книге Ольги Осиповны Ройтенберг (что уже – как знак качества для художника), но сама эта книга малодоступна и не очень информативна. Очевидное отсутствие информации по этой теме может быть восполнено только в интернете непосредственно людьми, связанными с художниками или с их работами, т.е. их потомками, их семьями или коллекционерами (или просто владельцами картин). Я не представляю, где находятся работы Арона Ржезникова, наверное висят на стене в какой-нибудь московской квартире. Кажется очень интересным для меня и моих друзей и важным для меня и для специалистов-искусствоведов, чтобы эти работы попали на выставку, а фотографии с них были бы доступны в интернете. Говоря о тысячах художников тридцатых (или может быть довоенного Советского Союза), кажется нелепым считать информацию о каждом из них такой уж значительной. Выживает сильнейший – и до нас дошли некоторые имена советского искусства, информации о которых достаточно (так советское искусство стало искусством соцреализма). Но учитывая невероятную жестокость этой эпохи к судьбам людей и учитывая такие искажения истории, из-за которых мы до сих пор не можем бесстрастно ее осмыслить, изучение наследия советских художников, всех, память о ком еще можно спасти, было бы не только важной искусствоведческой задачей, это моральная задача, которая помогла бы нам жить сегодня.